Пещерные города: Чуфут-Кале
ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА: ЧУФУТ-КАЛЕ
Туры в Крым: выгодные предложения от всех туроператоров
Средневековый город Чуфут-Кале, сохранившийся лучше других, производит яркое впечатление.
На самом краю скалы, высоко в небе неожиданно появляются его стены и здания. Предполагают, что поселение на вершине неприступной скалы было основано в IV-VI веках сармато-аланcкими племенами. Они исповедовали христианство, занимались разведением садов и виноградников, скотоводством и ремеслами.
Постепенно развиваясь, город разрастался и стал мощной крепостью, которую татары осаждали долгое время и сумели захватить, лишь применив хитрость. В 1299 году они овладели городом и дали ему новое имя Кырк-Ор, что означает «сорок крепостей». В сложный период борьбы с Золотой Ордой за независимость здесь располагалась резиденция наместника.
После образования Крымского ханства татары покидают крепость и переселяются в долину Ашлама-Дере. Основным населением становятся караимы, поэтому город называют Чуфут-Кале – «Иудейская крепость».
Караимами называли себя иудеи, которые отказались от Талмуда – книги с комментариями к Библии. Они считали, что следует изучать сам Ветхий завет, оставленный иудеям Моисеем. Одежда, быт и даже язык (древнееврейский язык использовался только в богослужениях, а говорили на караимском) были близки татарским, поэтому караимская знать пользовалась привилегиями: её представители занимали высокие государственные должности, освобождались от налогов и суда.
Татарские ханы держали в тюрьмах Чуфут-Кале знатных пленников, за которых рассчитывали получить большой выкуп. Здесь долгие годы томились русский воевода В.Б. Шереметьев, русский посол Василий Айтемиров, князь Ромодановский, польский гетман Потоцкий.
После присоединения Крыма к России жизнь в Чуфут-Кале стала постепенно замирать, последние жители переселились из заоблачного города в начале XIX века.
Территорию городища делят на три части: Старый город, Новый город, располо-жившийся между Средней и Восточной оборонительными стенами, и незастроенную часть Бурунчак («мысок»), где во время военных действий укрывались жители и скот. Чуфут-Кале сохранил мощные оборонительные стены и ворота, дубовые створки которых были обиты железом, поэтому и называются Демир-Капу («железные двери»).
Турецкий путешественник посетивший крепость в XVII веке, писал, что ворота были украшены драгоценными камнями. Поэтому город называли Гевхер-кермен – «Крепостью драгоценностей». Если враг прорывался сквозь ворота, он попадал в узкий коридорчик, и тут на голову ему сыпались стрелы защитников крепости.
От многочисленных построек в городе остались лишь фундаменты и груды камней, сохранилось несколько зданий. На самом краю скалы стоят две кенасы – молельные дома караимов. Большая кенаса предназначалась для проведения праздничных служб. Когда-то она была богато украшена коврами, хрустальными и медными люстрами. В шкафах хранились религиозные книги. На балкончике, закрытом густой решёткой, сидели женщины. Убранство Малой кенасы не было таким пышным. Здесь проводили не только обычные службы, но и собрания.
Привлекает внимание хорошо сохранившийся восьмигранный с украшенным пышной резьбой порталом мавзолей Ненекеджан-ханым (Джанике-ханым), умершей в 1437 году. Дочь хана Тохтамыша из рода Чингизидов, жена могущественное эмира ногайской орды Едигея, она играла заметную роль в политической жизни того времени. Совершив паломничество в Мекку, Джанике заслужила уважение в мусульманском мире. В своем родовом замке Кырк-Оре она предоставила убежище Хаджи-Гирею, боровшемуся за власть с крымскими беями. Джанике-ханым была мудрой правительницей, о чём свидетельствует надпись на мраморном надгробии: «Это граница знаменитой государыни Джанике-Ханым, дочери Тохтамыш-хана».
У Средней оборонительной стены находился Монетный двор, ханский дворец и мечеть.
Сохранился дом, в котором жил Авраам Самуилович Фиркович (1796-1874), известный караимский учёный, историк и археолог. Путешествуя по Палестине, Турции, Египту, Кавказу, он собирал древние рукописи, занимался их изучением и переводом. Уникальная коллекция была передана им в Императорскую Российскую публичную библиотеку. Он умер в 1874 году и похоронен в Иософатовой долине – почитаемом караимами месте погребения. Караимские надгробия сохранились до наших дней. Второе название долины Балта-Тиймез («топор не коснётся»). Здесь росли вековые дубы, священные деревья караимов, возле них они молились во время засухи.
Археологические раскопки Чуфут-Кале продолжаются и сегодня. «Крепость драгоценностей» таит ещё немало сюрпризов. В 2002 году здесь нашли клад: 30 венецианских золотых дукатов и множество серебряных монет генуэзко-крымской чеканки, общим весом 5 килограммов.